Экстремальное вождение. Прохождение поворота под загрузку передних колес

Прием «загрузка передних колес» обычно используется в раллийных гонках для максимально быстрого прохождения поворота. Но технология управления машиной в экстремальных ситуациях тоже взяла его себе на вооружение. Зачем обычному водителю знать и владеть подобными приемами? Каким образом они могут помочь решить задачу безопасного управления автомобилем? Попробуем разобраться. Для начала дадим определение и раскроем понятия.

Что такое «загрузка передних колес»?

Загрузка передних колес — кратковременный перенос большей части веса автомобиля вперед для усиления прижимной силы колес к покрытию дороги. Выполняется, как правило, сбросом газа или кратковременным нажатием педали тормоза.

Загрузка плавно нарастает, держится и потом ослабевает. Скорость нарастания и другие параметры зависят от многих причин: от веса и центра масс автомобиля, от конструкции подвески, высоты протектора, накачки шин и другого. Обычно водитель определяет это своим вестибулярным аппаратом, по изменению наклона кузова автомобиля.

Загрузка позволяет поворачивать на большей скорости

Есть четкая зависимость между углом поворота колес и скоростью. Чем больше угол — тем меньше скорость и наоборот. При превышении скорости на данном углу поворота или увеличении угла поворота фиксированной скорости возникает скольжение передних колес или «снос». Начинается он не сразу. Сначала колеса немного скользят, потом сильнее, и наконец срываются в активное скольжение. Определить стадию скольжения можно по звуку (визгу колес на асфальте). Опытные водители чувствуют это рулем.

Прижимание передних колес позволяет изменить это соотношение. Мы можем повернуть круче при такой же скорости или пройти поворот быстрее при таком же угле поворота. Но поскольку прижимная сила постоянно меняется, то технология прохождения такого поворота не проста и требует тренировки.

Технология прохождения поворота с загрузкой передних колес

Поворот можно разделить на участки: прямой (как правило) участок до поворота, вход в поворот, дуга поворота одинакового радиуса, апекс или вершина поворота, выход из поворота. Все манипуляции со скоростью опытный водитель делает до поворота. При входе в поворот выполняет загрузку колес. При нарастании прижимной силы водитель поворачивает руль на максимальный угол до начала скольжения колес. При максимальной загрузке угол поворота руля максимальный. При уменьшени загрузки передних колес угол повоорота руля уменьшается, удерживая машину на дуге поворота на пределе скольжения передних колес. После прохождения вершины поворота водитель, одновременно распрямляя руль, добавляет газу. Со стороны это смотрится как достаточно резкий начальный поворот руля при входе, практически, сразу возврат руля и плавный равномерный доворот в прямое положение.

Как загрузка способствует безопасности движения?

Если спортсмены используют этот прием для увеличения скорости прохождения поворота, то обычный водитель может использовать наоборот — для увеличения угла поворота передних колес в случает завышенной скорости в повороте.

Эту достаточно неприятную экстремальную ситуацию обычный водитель, как правило, пытается решить нажав на тормоз в фазе поворота. Когда передние колеса уже скользят и не имеют дополнительного коэффициента сцепления, чтоб удержать машину в повороте, тормоз не поможет. Сцепления брать уже неоткуда. Это вылет с дороги.

Другое дело, если мы кратковременно загрузим колеса и в этот момент довернем. Если позволяет навыки и ширина дороги , это можно сделать несколько раз за поворот. Шанс вписаться в поворот возрастает в десятки раз.

Но для того, чтобы это получилось в случае возникновения экстремальной ситуации, согласитесь, что водитель должен выполнить такой прием на уровне подсознания, автоматически. Думать или вспоминать правила прохождения поворота под загрузку колес — некогда. Плюс , крайне важно не испугаться этой ситуации и сделать все четко и правильно. Достичь этого можно только практикой. Например, пройдя наш курс «Экстремальное управление автомобилем»

В клубе «Экстрим Драйв» любой водитель может изучить, опробовать и довести необходимыедействия в сложной дорожной ситуации до подсознательного уровня Занятия проходят на личных автомобилях участников курса, в безопасных условиях автодрома, под руководством опытных инструкторов. Курс проходит летом на асфальтовом автодроме 3 дня по 3 часа. Обычно в субботу, воскресенье и понедельник (вечер).

Для людей, которые начинают водить или только задумываются о вождении достаточно важно выбрать на самом первом этапе хорошего автоинструктора. Инструктор не только должен научить водить автомобиль и подготовить к сдаче на права, но и заложить на будущее правильные реакции, навыки и правильные управляющие действия в возможных экстремальных ситуациях на дороге. Например, для выработки чувства скольжения передней оси должна быть поставлена изначально верная техника вращения рулевого колеса, как минимум — правильное положение рук на руле во время движения. Для распознавания отклонения траектории от нормальной — голова водителя должна быть всегда правильно сориентирована.

Хорошие частные автоинструкторы могут быть найдены на сайте по подбору инструкторов avtoinstruktor.ru. На выбор инструктора влияет не только наличие преподавательского опыта, но и то на каком автомобиле идет подготовка будущего водителя. На этом сайте вы без труда найдете инструктора. который работает в удобном для вас районе города.

А опытных водителей я приглашаю на курсы экстремального вождения в наш клуб.

Директор клуба «Экстрим Драйв»

Романчиков Сергей.